Pro Anglers League. Отчет о первом этапе 2014 г.- Валерий Киселев.
«Катер на синей изоленте» (Часть 1)
Подготовка
Подготовка к сезону PAL 2014 началась еще зимой. Как показали предыдущие соревнования, основным недостатком нашего катера была его энерговооруженность, а проще говоря, относительно слабый мотор! Почему относительно!? Для обычной рыбалки, с нашей точки зрения, комплект был просто идеальным.
Но мы явно проигрывали в скорости многим экипажам в 2013 году. А учитывая, что PAL развивается очень стремительно и если на первом турнире электромотор с i-pilot был в наличии буквально у 2-3 экипажей, то уже в этом году это устройство уже отсутствовало только у 2-3 экипажей! Похожая история и с основными моторами. Мне стало интересно, и я сделал небольшой подсчет:
Суммарная мощность моторов на лодках PAL-2013г. — 2470h/p
Суммарная мощность моторов на лодках PAL-2014г. 3480h/p
Конечно, как показала история турнира, показывать хороший результат можно и со слабым мотором. Но зачем же давать такую фору!!! Вот и мы решили подсократить эту «форишку». И обзавелись новым мотором в 70 сил. Мой напарник Андрей Медведев уже выкладывал отчет обо всех переделках (ссылка на отчет). Я же, немного подобью итоги всех этих переделок…Теперь мы имеем максимальную скорость 64 км/ч, крейсерскую скорость около 58км/ч, значительно повысили мореходность, после перестановки излучателя эхолота Humminbird 998 SI мы можем отслеживать значительный перепад глубин даже на крейсерской скорости, добавили новый прибор Raymarine DragonFly 5.7, который помимо того, что прекрасно показывает картинку дна, совмещает в себе и режим картплоттера. Забегая вперед, скажу что эта функция в Raymarine нас сильно выручила и сохранила много нервов!!!
Вода в Волге в этом году аномально низкая, отмели и косы по середине реки, которыми изобилует Волга в этом районе стали по настоящему опасны не только для моторов и винтов, но и для жизни и здоровья спортсменов! Ну и второй и тоже не маловажный момент, наличие таких карт позволяет наметить перспективные районы тренировок, как говориться, не выходя из дома!
Заключительным же и очень значимым моментом в подготовке к сезону 2014 года стал долгожданный спонсорский договор с компанией Normark!!!
C одной стороны, наличие спонсора снижает финансовую нагрузку, но с другой стороны нужно показывать результат! И в общем сам факт наличия спонсора, а тем более крупной компании в рыболовном бизнесе, говорит о том, что наш экипаж сделал значительный шаг в сторону профессионального рыболовного спорта! Итак, вооружившись новыми гаджетами и снастями мы выдвинулись в сторону сызранского парома…
А вообще Саратовское водохранилище благосклонно к нам – в прошлом году мы заняли тут второе место в PALе(причем в первом туре были первые, да еще и Андрей поймал самую крупную щуку за историю PAL – 11352 грамма! – смотрите ролик «Девочка моя» на ютубе)
Тренировки:
Тренировочный процесс, можно сказать, начался еще дома. Изучение карты водоема, наметки на перспективные районы, осуждение плана передвижения… Все это продолжилось и вовремя дороги. Еще за несколько дней до нашего отъезда, хоть и очень скудная, но уже начала поступать информация от тренирующихся экипажей. И эта информация носила довольно тревожный характер! Экипаж двух Андреев, буквально в первые же дни, при выходе на большую воду задели винтом топляк и вынуждены были заменить винт. Так же от других экипажей поступала информация, что уровень воды значительно ниже по сравнению с прошлым годом! А это означает, что и наработанные за два года точки могут перестать работать, так и перемещение по акватории будет требовать повышенного внимания! На тренировки был выстроен план. Новый мотор и скоростные характеристики нашего катера, позволяли теперьудалятся от места старта до 50 км.
Как раз вверх по течению, примерно на этой дистанции, располагался весьма интересный архипелаг островов! Просто таки зазывающий своими косами, бровками, мысами и всякими другими, косвенными признаками перспективных мест!!! Решили уделить этому району несколько дней.
Несмотря на то, что мы на этой акватории уже играли 2 сезона, все же у нас остались белые пятна и в ближней к базе зоне. Причем эта зона, наверное, самая большая по площади! В этом месте, в районе города Сызрани, река делает крутой поворот практически под прямым углом, плюс наличие многочисленных островов и островков, делает это место крайне временноёмким для исследования! Нужно было закрывать эти белые пятно хотя бы частично.
И третий район, это район села Паньшино, она же нижняя часть зоны.
Как и планировали, на воду вышли вооружившись электроникой и распечатанными на бумаге, для большей наглядности, картами глубин интересующего нас района. Задача была довольно не простой, определить как можно больше перспективных мест и проверить эти «сладости» на наличие рыбы.
«Ни что так не веселит богов, как планы людей»
Конечно, можно было и не мечтать, полноценно исследовать этот огромный район, за каких то, пару дней. Уже в середине первого дня стало понятно, что район просто огромен и в тренировочный процесс придется вносить коррективы. Бесспорно, очень сильно выручала электроника. Как картография, так и картинки сканированного дна.
Причем оба наших прибора очень гармонично дополняли друг друга. Если боковые лучи Hummibird 998 SI давали нам понимание общей картинки рельефа, то Raymarine позволял более детально изучать понравившийся нам участок. Мало того, теперь не было необходимости отражать на мониторе Humminbird нескольких режимов одновременно. Что так же позволяло более четко видеть происходящее, как под лодкой, так и 25-30м в обе стороны от нее.
В итоге, в верхней части акватории, было выделено два перспективных места. Одно из них представляло собой перешеек между двумя островами, с закоряженным свалом на 12м. Другое место – это две параллейные косы от двух островов и свал, как между ними, так и в противоположенные стороны. Причем, помимо макро рельефа, между этими косами присутствовал и микро рельеф, в виде всевозможных пупков и канавок. Андрей традиционно использовал джиг, а я же в свою очередь решил поковыряться в коробочке новымиприманками Rapala, которыми нас заботливо снабдил наш спонсор. Тут нужно сделать некоторое отступление… Так сложилось, что приманок это производителя в моих коробочках было буквально несколько штук. Мало того, что с момента выступления в турнире PAL мое рыболовное оснащение получило сильный уклон в джиговую ловлю, так и до этого я больше пользовался приманками японских производителей.
Просто внешний вид многих приманок фирмы Rapala, напоминал снасти из дедушкиной коробочки, найденной на чердаке дома. Хотя это ни как не говорит о их рабочих свойствах, тем не менее в моем случае был вот такой пробел. Да и честно говоря, перманентный размер приманок в моих коробочках был совсем не волжским. В общем, я начал этот пробел закрывать! И не безуспешно!
Кстати в этот день развеялось и еще одно мое предубеждение… Оно касалось спиннинговых удилищ! Если к катушкам фирмы Shimano, особенно к кастинговым моделям у меня ни каких предубеждений не было! Скорее даже было наоборот – желание ими владеть. То, вот с удилищами этой фирмы у меня взаимоотношения ранее не складывались! Однако относительно новая линейка удилищ, под названием YASEI меня сильно порадовала! Модель Twitch до 30 гр. Мало того, что она прекрасно справлялась со своей задачей (твичинг воблеров), так еще это удилище, очень не плохо себя показало и со средне-легкими весами в лодочном джиге! Длина 210 см. конечно не обеспечивает сверхдальнего заброса, вот то, что было очень комфортно работать грузами от 10г. до 25г. Это факт. И пусть это может показаться рекламой, скорее всего так оно и есть, но я точно знаю, что мне не придется краснеть за эти строчки! Учитывая тот факт, что в нашу лодку много снастей не возьмешь – универсальность этого удилища меня сильно порадовала!!!
Но, продолжу про ход тренировки…
Буквально с 3-й проводки, на воблер отозвалась щучка. К сожалению совсем не трофейного размера. Потом еще одна. Джиг у Андрея пока молчал. Переставились немного по другому, и джиг у Андрея стал приносить свои плоды. Но размер рыбы совсем не радовал. В этом районе так и не удалось поймать ни чего крупнее 1.5кг. За-то «перешеек» сработал более качественно в плане размера, но гораздо скромнее в плане кол-ва! На перешейке было места всего на две перестановки. В итоге верхний район мы оценили как 9-11кг. И уж на 2 дня его точно не хватит. А как показали предыдущие годы, на этой акватории для попадания в призы нужно ловить больше! Что собственно и подтвердилось по итогам турнира. Конечно, можно было понадеяться, что на косы выскочит крупная рыба, но нам показалась это очень сомнительной тактикой. Тем боле впереди еще 4 дня тренировок. Которые могут, как дать новые места, так и сделать это место одним из основных… На третий день тренировок наш путь лежал в нижнюю часть акватории. План был довольно прост. Утром проверить старые точки, а после обеда наработать новые! Причем, как я понял эту маленькую хитрость (привязку по времени) использовал на тренировках не только наш экипаж. Потому, как не было смысла находить точки, которые работают во второй половине дня. У нас сложилось ощущение и позже оно только усиливалось, что рыба клевала «выходами» и на «точках» вполне могла быть временная зависимость! Мало того, эта зависимость могла не совпадать изо дня в день! Это сильно усложняло задачу, потому как нужно было не просто определить место выхода рыбы, но и угадать со временем! Ведь это всегда дилемма!
Стоять на «железобетонной точке» и ждать выхода или же перемещаться по множеству точек, в надежде застать там хищника! С утра начали проверять прошлогодние точки. На некоторых из них поклевывал судачок. Причем иногда вполне товарного размера.
Но все же это не совсем то, чего бы нам хотелось. После обеда принялись утюжить акваторию в поисках новых мест и закрывать белые пятна. Как нам показалось, кое что интересное нам удалось обнаружить, но проверять нашу теорию мы будем только на следующий день с утра.
Утренний тест на наличие рыбы дал положительный результат в нескольких местах. Причем часть точек находилась на довольно близком расстоянии друг от друга, что давало возможность быстро перемещаться между ними во время тура. Рыбка отозвалась как на классический джиг, так и на твичинг. Во втором случае нужно лишь было правильно подобрать горизонт проводки. Единственное, что напрягало в воблерной ловле, это наличие на приманке, когда двух, а когда и трех тройников. Для обычной рыбалки этот момент может и не значительный. Но для PAL, где зачет идет по живой рыбе, наличие большого кол-ва тройников на приманке, нужно было обязательно брать в расчет! С такими крючками на приманке значительно возрастают шансы серьезно поранить рыбу! Особенно трофейного размера, такая рыба способна целиком заглотить 130-й воблер!
В общем, точек в нашем навигаторе прибавлялось, с этим и росло некоторое понимание ситуации на водоеме. Находились и точки с судачком
Оставалось закрыть тренировками ближнюю зону. Собственно этим мы и занялись в оставшиеся 2 дня. Исразу давали результат, а вот другие молчали, но типаж места говорил о том, что потенциал в них есть! Что и подтвердилось на одной из тренировок, когда с нами на борту оказался штатный фотограф турнира Савин Дмитрий. Кстати Дмитрий еще и очень сильный спортсмен-рыболов! По понятным причинам мы с Дмитрием в лодке не поехали на те точки и даже районы, которые мы уже записали в основные. Зато «выстрелила» так называемая «потенциальная» точка! Где Андрей с первого заброса поймал щуку около 3-х кг.
Поставленная репортером для нас задача была выполнена на 100%! Рыбу поймали в кадр и дальше, после непродолжительной фотосессии рыба обрела свободу от нас, а мы от фотографа-спортсмена, который уж больно пристальное внимание уделял не только процедуре фотосъёмки, но и приманкам, которые у нас лежали в боевой готовности
А тем временем нужно было проверить еще несколько мест. Причем два из них по типажу оказались очень похожими, и результат выдали примерно одинаковый! Такими местами оказались два полива с глубиной от 4-х до 6-и метров и толи мелкими кустиками травы, то ли мелкими коряжками на дне. Хотя и находились эти поливы на противоположных краях зоны, отведенной нами для тренировки на этот день. В обоих случаях, жителями этих поливов оказались вполне упитанные окуни! Которые хорошо отзывались как на кренки, так и твичинг довольно крупных воблеров.
В то время как джиг проявил себя намного слабее. Мы сплавом прочесали эти поливы, но как мы не надеялись, щуку нам на них встретить не удалось.
Потихоньку в наших с Андреем головах, вырисовывался план перемещения во время тура. В заключительный день тренировок, оставалось сделать контрольный заезд, что бы более точно рассчитать время на переходах. Уже ближе к ночи, план обрел четкий вид на бумаге. И что радовало, он давал некоторую гибкость в передвижении! Т.е. был не линейным и в зависимости от результата на конкретном месте, мог иметь одно или даже несколько вариантов продолжения.
В заключительный день, что-то подтвердилось, что-то нет, но нас это уже сильно не беспокоило! Потому как стало понятно, что те места, которые работают сегодня, могут не работать завтра и наоборот. Главное что эти места были и был план переходов, который охватывал три разноплановых района. Была четкая уверенность, что свою рыбу мы во время соревнований поймаем. Была и вера в крупную щуку. Перед тем, как перейти к рассказу о соревновательной части, немного о наших технических неурядицах. Мы к ним уже привыкли и тьфу, тьфу, тьфу, обычно все удается решить «на месте»…
Первая досадная мелочь случилась у меня в предпоследней день тренировок, на одной из любимых катушек ABU Record 51 открутилась гайка крепления ручки. Повезло, гайку то я нашел, но вот оказалось, что резьба на гайке и на оси испорчены. Ну к таким мелочам мы всегда готовы и есть еще две таких же запасных катушки…
Второй казус произошел так же в один из тренировочных дней, практически с утра!
В месте с покупкой мотора, мы еще озадачились установкой топливного фильтра-сепаратора. Еще во время тестирования мотора на воде в Москве, выяснилось, что в корпусе фильтра отсутствует одна заглушка, через которую подсасывается воздух и мотор глохнет от недостатка топлива! Заглушка на резьбе и имеет очень ограниченное пространство для подступа. Поэтому, сходу подобрать нужного размера заглушку не получилось. Как всегда на помощь пришел скотч 3М! В общем, заделали, откатали тестовый заплыв и забыли. 3М вещь конечно очень полезная и надежная, но вот выяснилось, что при контакте с бензином она теряет свои свойства. И, собственно, как это и должно было случиться, в одно прекрасное утро, этот скотч просто отвалился, и мы снова заглохли. Хорошо это было не далеко от базы. Я зажал пальцем отверстие в фильтре, так мы и доплыли до базы. У базы пытались вырезать заглушку из дерева:-) — она держалась плохо, и мы её крепили… конечно скотчем!
Раньше любую вещь можно было закрепить синей изолентой, теперь вместо изоленты – технологичный скотч. Кстати, на нём у нас держится второй сезон датчик эхолота! Кстати, не только нам помогает этот волшебный скотч. Буквально за день до этого Андрей одолжил его другому экипажу, а тот — третьему! Теперь я точно знаю три экипажа, у которых «все» держится на скотче 3М.
Однако, на следующий день пришлось понервничать посерьёзней! Мы ушли вниз довольно далеко, за 35-40 км от базы. Река в этом месте очень широко разливается, и случись там ветер, даже не очень сильный, он довольно быстро раздувает неприятную волну! Собственно так и случилось. В общем, такая малая неприятность, как волна которая не позволяет идти в полный газ или даже выходить на глиссирование, дело для нас привычное, но вотбольшое масляное пятно вокруг двигателя!!! Что бы это могло быть!!!??? Двигатель завели, работает без перебоев, посторонних звуков нет, тревожная индикация на панели приборов молчит… Приняли решение потихоньку возвращаться на базу, поднимать лодку и искать причину.
Аккуратненько дошли до базы, подняли лодку. Как говориться, «а ларечек просто открывался»! Когда скинули крышку капота, все сразу стало ясно! Пробка заливной горловины масла в двигатель откручена и лежит рядом ) Весь двигатель в масле и оно потихоньку стекает вниз, просачиваясь сквозь отверстия крепежных болтов кожуха.
Пробку просто не закрутили на сервисе, где мы меняли мотор на катере и заодно попросили поменять всю смазку в двигателе. А поскольку до этого по сильным волнам нам скакать не доводилось, то соответственно и масло, находилось там, где ему и положено. Вооружившись салфеткам, вытерли все масло, проверили уровень, который оказался в рамках нормы, спустили катер на воду и продолжили тренировку. Хотя конечно и потеряли часа 1.5-2 тренировочного времени. С другой стороны, мы были безумно рады, что все разрешилось именно так, а не каким ни будь жестким образом с ремонтом двигателя!
Нам конечно очень хотелось, что бы все, даже мелкие казусы остались на тренировках, а тур прошел гладко, без технических проблем… Но, как я уже говорил выше – «если хотите повеселить богов, расскажите им о своих планах!»
Снасти и приманки:
Воблеры Rapala X-Rap 10, Lurefans Conqueror Dance 95 – твич, травка, щука, окунь. Все отлично, только в траве крупной щуки не нашли…
Воблеры Лаки Страйк Flat CB, воблер Рапала DT-16 в цвете PRT – крэнкинг над бровками. Щуку ловили, но джиг показывал более стабильный результат.
Поролонки — «Контакт», «от Мамбы», самодельные с перьевым хвостиком – работали цвета зеленый, черный, синий (после знаменитого видео синий поролон в джентельменском наборе у каждого паловца — Джиг, классика с секретными нюансами.
Так же понравились полимеризованные поролонки от Виноходова – судаки оценили.
Силикон — виброхвосты Кейтеч Свинг Импакт Фэт и Савамура, твистеры Кота. По цветам четкой закономерности не было. Важнее не приманка, а место и подача.