Ади Дасслер — создатель ADIDAS
Ади (Адольф) Дасслер родился в 1900 году в баварском городе Герцогенаурах в семье пекаря и прачки. После окончания Первой мировой войны, которая нанесла экономике Германии непоправимый урон, ни один из прежних промыслов не мог прокормить семейство Дасслер. Решили заняться новым делом – пошивом обуви. Начали с домашних тапочек, которые тачали в переоборудованной прачечной из автомобильных покрышек и списанного военного обмундирования. Ади, увлекавшийся спортом, вскоре перепрофилировал кустарное производство на изготовление гимнастических тапочек. И в 1924 году вместе со старшим братом Рудольфом зарегистрировал компанию «Обувная фабрика братьев Дасслер». Уже через год Ади совершил маркетинговый прорыв, изобретя футбольные бутсы с кованными шипами. Следом появились беговые шиповки. В 1927 году братья открыли в арендованном помещении фабрику, где 25 рабочих ежедневно выпускали по сто пар спортивной обуви, главным образом шиповки для спринтерского бега. Ади, будучи человеком дотошным, постоянно общался со спортсменами и тренерами сборной страны по легкой атлетике. Он мог часами въедливо расспрашивать атлетов о том, что они чувствуют, тренируясь в обуви Dassler, и какие изменения необходимо внести, чтобы повысить не только результаты, но и комфортность обуви. Мог подолгу сидеть у беговой дорожки, отмечая каждый нюанс движений спортсменов и замеряя проградуированной в миллиметрах линейкой следы, оставленные подошвами на гаревой дорожке. Ади хотел, чтобы его шиповки стали «обувью чемпионов».
Покорение Олимпа
Уже в 1928 году на летней Олимпиаде в Амстердаме несколько немецких спортсменов выступали в шиповках Dassler. Через четыре года на Олимпиаде в Лос-Анджелесе немецкий спринтер Артур Йонат взял бронзу на стометровке – в шиповках Dassler. Это послужило для продукции братьев Дасслер прекрасной рекламой, компания вышла на мировой рынок. А следующая Олимпиада, мюнхенская, стала для братьев триумфальной. Американский чернокожий атлет Джесси Оуэнс, обутый в шипованные туфли Dassler, выиграл четыре золотые медали.
Постоянно возраставший авторитет компании, основанный на отменном качестве продукции, способствовал тому, что в 30-е годы, когда весь мир, включая Германию, переживал экономическую депрессию, дела братьев Дасслер шли самым наилучшим образом. В 1931 году они выкупили арендовавшееся ими здание фабрики. В 1935 году доходы компании превысили 400 тыс. рейхсмарок. Тремя годами позже Ади Дасслер купил в центре Герцогенаураха вторую фабрику. Компания стала выпускать ежедневно по 1000 пар обуви, в ассортименте 30 моделей для 11 видов спорта: легкой атлетики, футбола, тенниса, бокса, конькобежного спорта, гимнастики…
Еще в 30-е годы Ади Дасслер сформулировал для себя три главных принципа, которым следовал всю свою жизнь:
1. Обувь должна как можно лучше подходить для занятий спортом;
2. Обувь должна защищать атлета от спортивных травм;
3. Обувь должна быть максимально износостойкой.
За тем, чтобы не было брака, он следил особо пристально. Заметив, что рабочий поставил на конвейерную ленту ботинок с плохо заклепанным затяжным гвоздем или с незагнутыми скрепками, Ади вежливо просил бракодела обуться в дефектную пару и походить в ней минут пять. Действовало безотказно. Ади всю жизнь не только был фанатичным спортивным болельщиком, но и сам активно занимался спортом: легкой атлетикой, теннисом, плаваньем, волейболом, футболом. Даже фехтованием. Любовь к спорту он прививал и своим сотрудникам, регулярно устраивая соревнования между рабочими в легкоатлетических дисциплинах. И для здоровья полезно, и для дела – сотрудники лучше понимали, для чего они выпускают продукцию и какой она должна быть. Сам же «шеф», как звали его рабочие, постоянно изобретал новые модели, способствовавшие новым спортивным рекордам. Более 700 патентов получил Ади Дасслер за свою 78-летнюю жизнь. Именно он предложил, например, футбольные бутсы со сменными комплектами шипов, что позволило приспосабливать обувь к различному состоянию газона.
Чемпион мира
В 1939 году, когда началась Вторая мировая война, компания Dassler была национализирована, а братья отправились на фронт. На двух дасслеровских фабриках затеяли производство базук. Однако через год в министерстве промышленности поняли бесперспективность этой затеи и вернули Ади Дасслера с фронта, назначив генеральным директором компании, на которую была возложена обязанность выпуска армейской обуви. После войны Германия лежала в руинах. Однако компании Dassler сравнительно повезло: Герцогенаурах оказался в американской зоне оккупации, и дасслеровские фабрики не постигла печальная участь предприятий, угодивших в социалистическую систему хозяйствования.
Два года на фабриках хозяйничали оккупационные власти. Дасслера обязали выпускать роликовые коньки, которые большими партиями отправлялись в США в качестве компенсации за военные преступления нацистского рейха. Но как только американцы вернулись к своим женам и невестам, Ади Дасслер взялся активно восстанавливать международный престиж компании. Вскоре из плена вернулся и Рудольф. Однако былого сотрудничества не получилось. И когда в 1948 году умер отец, братья разделили бизнес поровну. Каждый открыл свою фирму. Ади – Adidas, Рудольф – Puma.
Мировая слава к бренду Adidas пришла в 50-е годы. На Олимпиаде в Хельсинки в 1952 году чех Эмиль Затопек в кроссовках с тремя фирменными полосками был первым на обеих стайерских дистанциях и в марафоне. Через два года сборная ФРГ выиграла чемпионат мира по футболу. Футболисты были экипированы в новейшую модель бутс Adidas, которая получила название «Чемпион мира». На следующей Олимпиаде три четверти призеров щеголяли в спортивных туфлях, сшитых в Баварии. А через четыре года на Олимпиаде в Риме 80% всех спортсменов обувались в Adidas.
Помимо обуви под маркой Adidas производится спортивная форма, сумки, мячи и прочие аксессуары. В 1972 году появляется новый логотип – трилистник. Авторитет Adidas был столь велик, что даже Советский Союз заключает договор с компанией и начинает производить лицензионные кроссовки, которые, разумеется, немедленно делаются остродефицитными.
Второе дыхание
Ади Дасслер ушел из жизни в 1978 году. Компанию возглавила его вдова Катарина. Через шесть лет ее сменяет сын Хорст, но его жизнь оказалась слишком коротка: он умер в 1989 году в 51-летнем возрасте. Сестры, осознав, что им не под силу должным образом управиться с громадной компанией, которая без Ади Дасслера начала сдавать позиции заокеанской Nike, продали 80% акций французскому бизнесмену Бернару Тапи, владельцу футбольного клуба «Олимпик-Марсель».
Компания в кризисе. В 1990 году убытки достигают $100 млн. На следующий год положение усугубляется. Но в 1993-м известный французский инвестор Луи Дрейфус произносит свою знаменитую фразу «Такая марка, как Adidas, не может умереть, ее нужно лишь разбудить», приобретает контрольный пакет акции и становится президентом компании. Его дальнейшие действия были стремительны и точны, как ходы шахматного гроссмейстера. Не скупясь в средствах, он переманивает из захвативших мировое лидерство Nike и Reebok топ-менеджеров и высококлассных дизайнеров. Переводит производство в страны с дешевой рабочей силой. Для привлечения дополнительных средств акции компании поступают в открытую продажу.
И уже через три года Adidas возвращает себе лидирующие позиции. Компания становится главным спонсором целого ряда спортивных мероприятий высшего ранга. Одежду и обувь с трилистником приобретают не только национальные сборные, но и десятки миллионов людей, не имеющих к профессиональному спорту никакого отношения. В Adidas удобно бегать трусцой, кататься на сноуборде, заниматься фитнесом, прогуливаться по приморскому бульвару…
В производство широко внедряются высокие технологии. Специалисты Adidas продолжают дело Ади Дасслера, предлагая спортсменам инновационные решения и уникальную продукцию. Так, например, гидрокостюм, разработанный по технологии «умная энергия» специально для австралийца Яна Торпа, дает ему реальное преимущество перед соперниками. А кроссовки, разрабатывавшиеся три года в секретной лаборатории и оснащенные процессором и сенсорными датчиками, способны оптимизировать амортизацию и располагать ее вектор в нужном направлении.
В 2005 году, когда Дрейфус присоединил к Adidas французского производителя горнолыжного инвентаря Salomon Sport, компания стала называться Adidas-Salomon. Пост СЕО сейчас занимает Герберт Хайнер. У компании 8 заводов в Германии и 25 дочерних фирм в 25 странах мира, в которых работают 39 тыс. человек. В 2008 году оборот Adidas-Salomon достиг 10,8 млрд евро, а чистая прибыль – 650 млн.
Копания владеет не только брендом Adidas – ей принадлежат и такие популярные торговые марки, как Salomon, Reebok, Rockport, Mavic, Bonfire Snowboarding, CCM, Taylor Made Golf… Ассортиментный ряд компании Adidas-Salomon столь обширен, что приходится долго ломать голову и листать каталоги, дабы выяснить, какие же виды спорта она не обслуживает. И кроме сумо, где японцы свято чтут свои древние традиции, на ум ничего не приходит.