Главный мужчина в мире Coco Chanel
Президент Дома Chanel Бруно Павловски верен идее маленького черного платья великой мадемуазель Коко, однако выдвигает и собственные свежие идеи, ежегодно открывая по десять бутиков в разных странах
Легендарная французская марка Chanel давно и прочно связана с Россией. Коко Шанель дружила со Стравинским и Дягилевым, а ее главный парфюмер Эрнест Бо, автор, наверное, самых знаменитых в мире духов Chanel №5, – выходец из России. Кстати, в конце 20-х годов в ассортименте Chanel фигурировали духи Cuir de Russie. Эта традиция не прервалась. Летом 2009 года в Малом театре состоялся показ русской коллекции Chanel «Paris-Moscou», созданной креативным директором марки Карлом Лагерфельдом. Это второе дефиле марки в нашей стране после 1967 года. Для Бруно Павловски продвижение бренда на российском рынке – стратегическое направление работы.
– Вы довольны тем, как было организовано московское дефиле?
– Подготовка шоу такого уровня требует много времени и серьезной экспертизы. Местная команда должна быть очень сильной. Но у нас все получилось.
– Вы постоянно выдвигаете креативные идеи и запускаете новые проекты. Какой свой проект считаете самым успешным?
– Каждый наш бутик – это успешный проект. Ведь для того, чтобы открылся бутик, требуется два-три года напряженной работы. Своим безусловным успехом считаю открытие в 2006 году первого бутика в Москве, в Столешниковом переулке. Как вы понимаете, недвижимость в «правильном» месте – не только дорогая, но и дефицитная. Нам помогло умение ждать и возможность действовать в нужном ритме. Впервые я посетил Москву десять лет назад. Мы регулярно посещаем крупные города по всему миру, чтобы «разведать обстановку», присмотреться. А если у нас уже сформировался интерес к этому городу – то и присмотреть место для будущего бутика. Мы возвращались, вели долгие переговоры с московским правительством и получили то, что хотели. Дом моды Chanel – частная компания. Мы свободны от финансового диктата биржи, а это очень важно в нашем бизнесе. В конце концов, одна из базовых ценностей бренда Chanel – эксклюзивность. Это относится и к качеству продукта, и к тому, как выстраиваются отношения с клиентами… А Столешников переулок – это прекрасное место и прекрасное окружение. Как раз то, что нужно для нашего бутика.
– Но вы же двумя бутиками в Москве не ограничитесь?
– Мы планируем в ближайшее время открыть около 80 бутиков на самых приоритетных для нас направлениях – в России, на Украине и в Китае. Сегодняшний Китай – это место силы. У нас уже действуют 13 бутиков в главных торговых центрах Китая: Пекине, Макао, Шанхае и Гонконге. Мы намерены ежегодно открывать по 8–12 бутиков во всем миру. В работе одновременно 25–30 проектов. И все наши бутики быстро выходят на рентабельность.
– Москва – дорогой город. Наверное, потребовались серьезные инвестиции, чтобы открыть здесь бутики?
– Инвестиции при выходе на российский рынок были вполне сопоставимы с инвестициями в любой другой стране мира. Да, в Москве дорогая недвижимость и высокие арендные ставки. Но недвижимость недешева во всех столицах. А поскольку мы выбираем самые лучшие места, то готовы к тому, что за это придется дорого платить. Расходы – ерунда, главное, чтобы бутик находился в правильном месте. Это должно быть очень посещаемое место с высокой концентрацией марок нашего уровня…
– Мировой кризис серьезно сказался на модной индустрии. Как кризис подействовал на вас?
– У нас дела идут неплохо. Причина в том, что мы много инвестируем в развитие бизнеса на таких перспективных направлениях, как Россия и Китай. И если, скажем, в Японии у нас заметный спад, то в странах Восточной Европы и в Великобритании никаких проблем не возникает. Наше преимущество в том, что мы всегда стараемся предлагать коллекции в правильном месте и в правильное время, учитывая особенности данного региона. Наш креативный директор Карл Лагерфельд, создавая коллекции, постоянно предлагает что-то новое людям, которые нас знают и любят.
– Как вам кажется, за что люди так любят Chanel?
– Если говорить вообще, то наш бизнес стоит на трех китах. Первый – креативность марки. Второй – это наше ноу-хау, позволяющее нам изо дня в день производить продукт категории «люкс», не снижая качества и креативного уровня коллекций. Наши сотрудники проделывают гигантскую работу, чтобы этого добиться. Кроме того, мы постоянно ведем разъяснительную работу, чтобы люди понимали: вещь должна быть именно такой – изысканной, утонченной, изящной. Наконец, окружающая атмосфера. Клиент, оказавшись в бутике Chanel, видит прекрасные вещи, которые были созданы для него, изысканный интерьер бутика, обращает внимание на то, как персонал общается с клиентами, и попадает под очарование нашей марки. Так мы привлекаем новых клиентов!
– Известно, что у Chanel, Hermès и некоторых других брендов не практикуются распродажи и программы скидок. Эта политика изменится в условиях кризиса?
– Маркетинговая политика сродни собственно модному бизнесу – мы стремимся создавать и продвигать новое. Именно это помогает нам противостоять кризису. Да, мы не проводим распродаж и не снижаем цены в зависимости от сезона. Мы придерживаемся этой политики и в кризис, вкладывая средства в творческие начинания, стараясь учитывать специфику страны, в которой работаем. Например, в 80-е мы активно развивали деятельность в Юго-Восточной Азии, и особенно в Японии, что послужило импульсом для наших новых творческих проектов (например, коллекция Paris–Tokyo). И, разумеется, неизменно высоким остается качество нашей продукции, производимой на фабриках во Франции и Италии.
– Как развивалась ваша карьера? Какую роль в ваших успехах сыграло полученное вами бизнес-образование?
– То, что я стал президентом Дома Chanel, по большому счету, удачное стечение обстоятельств. Разумеется, я закончил бизнес-школу (Высшую школу коммерции Бордо), а позже в Гарварде получил MBA по специализации «бизнес и финансы», овладев навыками бизнес-администрирования, управления финансами, менеджмента и так далее. Это было уже 20 лет назад. Но гораздо важнее то, что я устроился в Chanel и познакомился с нынешним президентом Chanel SAS Франсуазой Монтене, которая в то время была президентом модного направления Chanel. Она оценила мои способности. Двадцать лет назад в мире насчитывалось всего около 50 бутиков Chanel, а Карл Лагерфельд только начинал работать на нашу марку. Смотрите, какой путь мы прошли! Я горжусь тем, что принимал во всем этом самое непосредственное участие. Chanel – культовый бренд. На всех уровнях в компании работают очень креативные люди. Между творческим подразделением и сотрудниками бизнес-отделов не возникает никакого недопонимания. Все говорят на одном языке.
– Какова ваша роль в деятельности модного дома?
– Любой аспект деятельности модного дома – это креатив, творчество в самом широком смысле слова. Я тесно сотрудничаю с креативным подразделением, моя работа и работа моих помощников связана и с модой вообще, и с коллекциями prêt-á-porter, и с коллекциями haute couture. Наша задача – обеспечивать все что нужно для дизайнерской команды, повышать узнаваемость бренда, его популярность у клиентов. Наша работа не менее важна, чем работа модельеров.
– Что вы можете посоветовать русским предпринимателям, занятым в индустрии моды?
– Я считаю, что модный бизнес сейчас переживает бум – несмотря на кризис. В Москве в последние годы появилось много бутиков и модных моллов. Для быстрого развития важно хорошее качество товаров и правильный выбор трендов. И еще очень важно учитывать национальные особенности. Например, российские покупательницы предпочитают вещи из коллекций ready-to-wear. А, например, в Китае наибольшим спросом пользуются наши аксессуары. В любом случае, у модного бизнеса в России прекрасные перспективы, так что стоит поторопиться, чтобы воспользоваться благоприятной ситуацией.
– Могли бы вы сформулировать собственную формулу успеха?
– Главное – баланс между работой, семьей и друзьями. Можно работать по 16 часов в день, полностью отдаваясь своему делу, но нельзя забывать о близких. Мои сотрудники работают не на Бруно Павловски, а на компанию Chanel, на тот образ, который исторически сложился. Безусловно, нужно, чтобы сотрудники обладали высоким профессионализмом и широким культурным кругозором. Но важно, чтобы они не теряли любознательность, желание учиться, были открыты всему новому. Нужна постоянная готовность к переменам, новым знакомствам, восприятию новых идей. Постоянные деловые поездки по миру позволяют мне расширять свой культурный кругозор и генерировать новые идеи. Это как раз то, за что я так ценю свою работу!